Методы быстрого запоминания информации

0

Повторение – важный этап запоминания, не позволяющий усвоенной информации выветриться из памяти

Барбара Оакли

Запоминание информации – довольно длительный процесс, а иногда ещё и очень скучный. Людям приходится учить то, что совсем не хочется. И не всегда это получается сделать без потери качества.

Методы быстрого запоминания информации

Однако, можно научиться запоминать за короткий промежуток времени и сделать этот процесс более интересным. Для этого нужно применить различные мнемотехники и выбрать те, что будут по душе.

Почему нужно иметь несколько стратегий запоминания

На самом деле у каждого человека уже есть своя стратегия запоминания и обучения. Да, она может быть неэффективной, но это не говорит об ее отсутствии. Кто-то зубрит, а кто-то пытается вникнуть в смысл изучаемого материала.

Обе эти стратегии имеют свои плюсы. Например, зубрежка хороша при запоминании сложных формул, а вникание в суть – при изучении объёмных текстов.  Дело в том, что одна стратегия может быть полезна в одном, и вредна в другом деле. Именно поэтому нужно иметь несколько вариантов.

Базовые принципы обучения

Прежде чем знакомиться со стратегиями запоминания, нужно знать основу. Это значительно облегчит задачу, так как методики строятся именно на ней. Пользуясь принципами, которые будут представлены ниже, вы уже начнёте запоминать быстрее.

  1. В процессе обучения нужно пользоваться всеми репрезентативными системами.
  2. Чтобы быстрее учиться, нужно тренировать свой мозг.
  3. На скорость запоминания влияют следующие факторы: личность, убеждения, способности, поведение, среда.
  4. Во время изучения нового материала нужно делать перерывы, чтобы информация закрепилась в памяти.
  5. Чтобы новая информация запоминалась легче, её нужно связывать с прошлым опытом.

Стоит подробнее остановиться на третьем пункте. Всё элементы, описанные в нем, можно представить в виде уровней, которые отвечают на определённый вопрос. Каждый из них имеет огромное значение.

Ступень «Среда» отвечает на вопросы «где и когда?». То есть, скорость запоминания зависит от времени и обстановки, в которой происходит обучение. Вопрос «что?» относится к ступени «Поведение». Обучение может происходить путем неосознанных действий и сознательных. Лучше запоминается то, к чему человек подходит осознанно.

Вопросом ступени «Способности» является «как?». Именно на этом уровне и происходит выбор стратегии. Очень важным фактором являются убеждения. Они отвечают на вопрос «зачем?». Если человек будет убеждён, что изучаемая информация важна, он будет запоминать быстрее.

Последняя ступень – «Личность». Она отвечает на вопрос «кто?». Этот уровень особенно полезен при изучении новых ролей. Например, когда дети играют в «Дочки–матери», они буквально примеряют на себя другие личности. Так информация запоминается легче.

Зависит ли скорость запоминания от времени и обстановки

Методы запоминания

Существует большое количество методов быстрого изучения новой информации. Возможно, некоторыми вы уже пользуетесь на неосознанном уровне. Чтобы они стали более эффективными, их нужно вывести на уровень сознания. А иногда бывает наоборот: человек понимает, какая стратегия работает, но не использует её. Значит, она не закрепилась подсознательно.

  1. Повторение.
  2. Проговаривание.
  3. Мнемоника.
  4. Визуализация.
  5. Закрепление в пространстве.
  6. Обобщение и разделение.

Каждый, из этих способов, может помочь в обучении. Главное – использовать их правильно. Иначе, можно только потерять время.

Вам может быть интересно: Как развить логическое мышление

Повторение

Этот способ применяли практически все. Если он не приводил к нужным результатам, значит вы что–то делали не так. Или данная стратегия не подходила для изучения материала.

Суть заключается в том, что в информацию не нужно вникать, чтобы запомнить. Достаточно только несколько раз повторить. Но нужно делать это правильно. Доказано, что материал переходит в долговременную память уже после третьего повторения. То есть, если не придерживаться этого числа, от стратегии не будет толка.

После первого прочтения текста нужно сделать перерыв в 15 минут. За это время мозг начнёт перерабатывать входящую информацию. Затем нужно повторить и снова сделать перерыв, но уже на 2 часа. По истечению этого времени следует снова прочитать текст и сделать перерыв на 5 часов. Контрольная проверка должна произойти на следующий день после изучения.

Проговаривание

Проговаривание вслух сродни фиксажу фотопленки; оно сохраняет колышущееся, неверное изображение если не в вечности, то хотя бы в ближайшей минуте

Елена Михалкова

Очень многие люди проговаривают то, что читают. Некоторые делают это вслух, а другие – про себя. Но мало кто знает, что эта стратегия может быть эффективной для запоминания.

Можете также почитать: Как тренировать мозг и память

Каждый человек имеет какую-то лидирующую репрезентативную систему:

  • визуальную,
  • кинестетическую,
  • аудиальную.

Стратегия проговаривания лучше подойдёт тем, кто в больше мере использует слух. Для них изучение мира при помощи звуков является привычным, поэтому и запоминать будет намного проще.

Чтобы повысить эффективность стратегии проговаривания, её можно объединить с «повторением». Так же можно менять голос. Например, проговаривать слова как учёный или певец. Это внесёт в процесс элементы игры и обучение станет более интересным. А мозгу нравится все интересное.

Как повысить эффективность проговаривания

Мнемоника

Этот способ предполагает создание человеком ассоциативных рядов. То есть, новую информацию нужно связать с тем, что уже хранится в памяти. Главное, чтобы ассоциации были интересными. Стратегия мнемоники имеет несколько вариантов:

  • Аббревиатура. Нужно будет запомнить первые буквы каждого слова. Это позволит восстановить всю фразу.
  • Стихотворение. Хорошим примером является шифр цветов радуги.
  • Ключевые слова. В изучаемом материале можно выделить и запомнить самое важное. Остальное восстановит краткосрочная память.
  • Рифмы. Подходит для запоминая сложных слов. Например, патефон – микрофон.
  • Связывание с образом. Это используется для запоминания имён. Нужно выделить в собеседнике наиболее яркую его черту и прикрепить к ней имя.

Визуализация

Так же, как при проговаривании, в этой стратегии нужно учитывать репрезентативную систему. Кому-то может быть тяжело создавать визуальные образы, а кто-то делает это с лёгкостью. В любом случае нужно хотя бы попытаться. Тем более, этот навык можно развить при помощи тренировок.

Для того, чтобы визуализировать, нужно направить взгляд вверх и влево. Затем необходимо попытаться представить только что прочтенную информацию. Это могут быть картины по смыслу или просто слова. Метод визуализации отлично подходит для запоминания правильного написания слов. Каждый раз, когда человек будет смотреть вверх и влево, он будет вспоминать изученное.

Закрепление в пространстве

Этот приём ещё называется методом локусов. Слово «локус» в переводе с латыни означает «место». Закрепление в пространстве позволяет создать некую структуру. Человек будет сам решать, куда поместить тот или иной материал. Поэтому, ему легко будет ориентироваться.

Для начала нужно представить хорошо знакомую комнату как можно точнее. Затем необходимо к каждому предмету закрепить определённую информацию. Когда человек будет видеть или представлять этот предмет, он автоматически вспомнит и изученный материал.

Обобщение и разделение

Эти способы противоположны друг другу. Общение подойдёт для заучивания деталей. Можно найти между ими закономерности и сформировать группы. Благодаря такой структуре мозг будет легче воспринимать материал.

Как легче воспринимать материал

Разделение же подойдёт для изучения больших объёмов информации. Можно разделить текст на смысловые блоки и учить поочерёдно. После каждого выученного блока следует делать перерыв. Эта стратегия позволяет не перегружать мозг, что способствует быстрому запоминанию.

Чтобы найти стратегию, которая будет подходить именно вам, нужно испробовать все из предложенного списка. При этом следует учитывать, что их должно быть несколько. Ведь один метод не будет эффективен для всех типов информации.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите Ваш комментарий!
Пожалуйста, введите здесь Ваше имя